Рюкзак – это, наверное, самый важный атрибут любого путешественника. Если от спальника и палатки зависит ночной комфорт туриста, то от рюкзака зависит проведенный день, хорошее настроение и даже здоровье!
В выборе рюкзака необходимо обратить внимание на несколько важных пунктов.

Определите, какой тип рюкзака в зависимости от модели вам нужен.

Рюкзаки бывают станковые и мягкие, или говоря страшными словами – с анатомической подвесной системой. Станковой рюкзак – это такая жесткая рама, сделанная из металла или пластика, которая крепится со стороны плечевых ремней и иногда продолжается под дно рюкзака. Последнее позволяет устойчиво ставить рюкзак на землю. Система подвески (лямки, ремни, пояс) рюкзака крепится к самой раме. В принципе, большинство туристов пользуются мягкими рюкзаками и остаются вполне довольными. Во-первых, эта металлическая конструкция, хоть и позволяет цеплять к себе всяческие атрибуты похода, но добавляет веса вашей спине. Специалисты говорят, что подобные рюкзаки хороши для длительных пеших походов, спелеотуров и водных путешествий, потому как количество тяжести в рюкзаке довольно велико и требует более жесткой конструкции для удобства перемещения. В целом же, если правильно и плотно упаковать и обычный, мягкий рюкзак, то металлическая конструкция ни к чему. К тому же «мягкий» рюкзак более компактный за счет всяческих стяжек и ремней. Поэтому, выбирая рюкзак, сначала определитесь с видом путешествия и поймите, нужен ли вам станок для рюкзака.

Определите вид рюкзака.

На сегодняшний день существует целая классификация рюкзаков в зависимости от использования. Различают экспедиционные, треккинговые, штурмовые и городские рюкзаки. Есть еще множество подгрупп для уже имеющихся рюкзаков, но, по сути, необходимо понять, для каких целей Вам нужен рюкзак и в каких условиях.
Скажу сразу, многие мои коллеги по туризму просто не в курсе, что существуют какие-то классификации рюкзаков. Для них существуют рюкзаки для туризма и для города.

Про городские рюкзаки особо рассказывать нечего, потому как они рассчитаны на прогулки по городу и на небольшие перемещения. А вот рюкзаки для туризма несколько различаются.

Сверхлегкий экспедиционный рюкзак от Black Diamond -- Axiom 30

Сверхлегкий экспедиционный рюкзак от Black Diamond -- Axiom 30

Экспедиционные рюкзаки иногда имеют станковую систему и предназначены для длительных пеших путешествий и экспедиций. Их объем должен составлять не менее 80 литров. Самый огромный рюкзак, о котором я слышала, составляет 140 литров. Наверное, такой гигант подойдет только такому же крупногабаритному и невероятно сильному туристу. Весят экспедиционные рюкзаки около 2 килограмм.

Штурмовые рюкзаки – это не слишком большие рюкзаки для небольших вылазок на природу. Штурмовыми их, вероятно, называют потому, что такой небольшой рюкзак более выгодно брать, поднимаясь на вершину горы и оставляя большую часть вещей в базовом лагере у подножья. Штурмовой рюкзак может вмещать от 30 до 60 литров.

Трекинговые рюкзаки – это наиболее «ходовой» вид рюкзаков, чаще всего приобретаемый туристами. Объем такого рюкзака составляет 60-80 литров, то есть, это стандартный объем, рассчитанный на самые необходимые в походе вещи. К тому же трекинговые рюкзаки больше других оснащены всякими дополнительными приспособлениями для внешнего крепления. Поэтому Вы не будете мучиться в раздумьях, куда же прикрепить палатку или как разместить внутри рюкзака коврик.

Выбирая рюкзак, обратите внимание на материал, фурнитуру и швы.

Чаще всего рюкзаки шьются либо из ткани под названием OXFORD, которая в народе более распространена как авизент, либо из ткани под названием CORDURA. Последняя более жесткая, более тяжелая, более дорогая, но зато и более прочная. Существуют и другие материалы для пошива рюкзаков, так что, выбирая рюкзак, обращайте внимание на репутацию производителя рюкзака и материалов. Замечу, что довольно большое количество с виду довольно приличных рюкзаков делается из более дешевой ткани, но тут цена соответствует качеству: носиться такой рюкзак будет максимум два сезона, после чего Вы озадачитесь поиском нового. Хороший же и качественный рюкзак прослужит Вам верой и правдой, если не до самой пенсии, то доброе количество лет точно.

Обратите внимание на внутреннюю сторону рюкзака – она должна быть более прочной и покрыта водонепроницаемой пленкой. Дно рюкзака зачастую тоже укрепляют надежными материалами, дабы была возможность спокойно ставить рюкзак на мокрую землю. Но не стоит думать, что водонепроницаемые материалы спасут Ваш рюкзак от промокания. Они всего лишь на какое-то время будут препятствовать проникновению влаги в рюкзак, но рано или поздно рюкзак все равно промокнет. Поэтому советую использовать для рюкзака специальную накидку, которая и защитит его от промокания.
Еще один важный момент – это швы в рюкзаке. Они должны быть тщательно прошиты специальными синтетическими нитками.

Изящная городская модель рюкзака Dakine -- Jewel. Доступна в множестве вариантов дизайна.

Изящная городская модель рюкзака Dakine -- Jewel. Доступна во множестве вариантов дизайна.

1) Для походов средней сложности оптимальный рюкзачный материал- авизент: сравнительно недорог, умеренный вес, очень хорошая прочность, вполне приличный внешний вид. Он промокает, но в условиях, например, весьма сырого Западного Кавказа гораздо важнее способность быстро высыхать, а это качество у авизента есть. Рюкзак из кордуры будет служить не хуже.
2) Для крайне экстремальных условий (Арктика, очень высокие горы- то есть там, где мороз надолго, а вес экономится по граммам) выбор однозначен: авизент и стальная фурнитура.
3) Для велорюкзаков (тех, которые едут на багажнике) выбор материала тоже однозначен: только кордура, причём наиболее качественная. Этого требуют условия работы рюкзака: постоянная грязь из-под колес, вибрации, удары, трение об элементы конструкции велосипеда. По этой же причине совершенно неприменим нейлон 600Д: протирается очень быстро, да и швы расползаются от вибрации. Велочехлы лучше делать из оксфорда 420- разумный баланс между прочностью и весом.
4) Теперь о случае, когда внешний вид значит не меньше, чем всё остальное. Если при этом необходима ещё прочность и долговечность, то лучший выбор- кордура! То есть горнолыжникам и сноубордистам, роллерам и велосипедистам, тем, кто постоянно носит в городе полный рюкзак всякого хлама (от учебников и компьютерных плат до батонов хлеба и гантелей), я уверенно рекомендую именно её. Оксфорд тоже годится; очень грамотно выглядит сочетание оксфорда (на фасаде) и кордуры на более нагруженных местах.
5) "Шестисотка" может использоваться лишь в том случае, когда шьётся нечто такое, что к следующему сезону уже выйдет из моды и выбросить будет совсем не жалко.

Рюкзачная фурнитура – тоже важный элемент в пошиве рюкзака. Смотрите на материал, из которого сделаны пряжки и молнии. Если у вас в самом разгаре путешествия оборвется лямка из-за ненадежной пряжки, то, скорее всего, остальную часть похода вы будете страдать и горевать, потому как затянуть лямки «под себя» уже вряд ли сможете. Качественный пластик, а иногда металл – это тот материал, из которого готовится фурнитура для рюкзака. Если же фурнитура на вашем рюкзаке чем-то напоминает пластмассу и на ощупь она не очень прочна, то лучше поищите другой рюкзак.

Конструкция рюкзака.

Пройдемся теперь по конструкции рюкзака и его основным частям, от которых будет зависеть Ваше, не побоюсь этого, состояние и настроение в путешествии.

Во-первых, Ваш рюкзак должен быть единым целым с Вами. Но это отнюдь не значит, что он должен быть намертво приклеен к спине. Наоборот, между спиной и рюкзаком должна быть хоть какая-то циркуляция воздуха. Но при этом рюкзак не должен уносить Вас назад, вправо или влево, отклоняясь от вашего тела. Помните: это Вы несете рюкзак, а не он Вас.

Сравнительно универсальный, но все же скорее туристический рюкзак рюкзак Lowe Alpine AirZone Centro 30z

Сравнительно универсальный, но все же скорее туристический рюкзак рюкзак Lowe Alpine AirZone Centro 30z

Поясной ремень - это важная и неотъемлемая часть любого рюкзака. Он помогает переместить часть веса рюкзака на бедра, разгружая плечи, что значительно облегчает ходьбу и перемещение. Поясной ремень должен быть достаточно мягким, чтобы не давить на бедра, а все его детали и фурнитура – прочными.

Лямки в свою очередь так же должны быть смягчены специальными мягкими вставками, иначе они будут впиваться в плечи и доставлять мало удовольствия. Сегодняшние лямки обычно делают S-образной формы. Так они более надежно сидят на плечах без риска соскочить и к тому же такая форма более комфортна для плеч.

Клапан рюкзака может использоваться как карман, в который кладутся вещи первой необходимости и как дополнительная защита основного содержимого рюкзака.

В верхней части рюкзака под клапаном проверяйте наличие тубуса – это более легкая ткань, которая составляет дополнительный объем рюкзака. Очень часто тубус спасает ситуацию, позволяя уложить в рюкзак больше вещей, чем запланировано.

В некоторых рюкзаках существует нижний отсек на молнии, называемый по-разному: нижний вход, мышиная нора, подвал и прочими словесными фантазиями туристов. Для некоторых это весьма нужная вещь в путешествии, потому как туда можно положить, например, спальник, чтобы при ночевке не вытаскивать на свет божий все содержимое рюкзака в поисках спального мешка. Оппоненты же кричат о том, что вытащив спальник из нижнего отсека, все равно придется пересобирать рюкзак, потому что он утратит форму, а впихнуть утром назад спальник уже не получится. К тому же, если Вы привыкли размещать коврик внутри спальника в свернутом виде, то нижний отсек Вам будет только мешать, и коврик не поместится.

Обратите внимание и на такую, казалось бы, простую вещь как карманы рюкзака. Зачастую они делаются в двух местах: либо сбоку, либо спереди рюкзака. Как по мне, идеальный вариант – это когда карман находится впереди на рюкзаке, либо есть вшитые небольшие карманы по бокам. Объясню почему. Часто бывает так, что коврик и палатку приходится пристегивать к рюкзаку внешними креплениями, и делается это в основном за счет боковых стяжек. Получается, что набитые вещами карманы не дают возможности нормально пристегнуть коврик или палатку. Поэтому следите за расположением карманов, если собираетесь пристегивать атрибуты похода снаружи.

Кстати, стяжки тоже нужны проверять. Помимо прочности они должны еще быть достаточно длинными. Иначе Вам придется ежедневно с незавидным упорством и нечеловеческими усилиями сворачивать коврик так туго, чтобы он смог влезть под стяжки.

Объем.

Не спешите брать самый огромный и объемный рюкзак, даже если основную тяжесть придется нести Вам. Сначала прикиньте, что Вам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО необходимо в походе и в какое именно путешествие Вы направляетесь.

Если Вы собрались в пеший поход и большую часть груза попутчики радостно сгрузили Вам, тот понадобится рюкзак объемом, в среднем, 100 литров. Если же спальник, палатка у Вас достаточно компактны, то можно брать рюкзаки и поменьше. Части палатки вообще можно распределить между товарищами, чтобы им было не скучно. Заранее определите, какой рюкзак и на сколько литров Вам нужен. Потому что бывает так, что все отлично помещается в 65-литровый рюкзак, а перед Вами, например, рюкзак на 90 литров, и Вы с горя или с радости начинаете заполнять его всяким дополнительным грузом. На всякий случай. Обычно этот «всякий случай» так и не наступает, а вот лишние килограммы и граммы Вы протащите на себе весь поход, если только не будете избавляться от него по мере путешествия. Если Вам это в радость – то, пожалуйста, может и дождетесь наступления «всякого случая». А если не в радость – лучше продумайте объем рюкзака заранее и покупайте его соответственно своим требованиям.

Прототип рюкзака будщего, концепция которого подсмотрена у природы

Прототип рюкзака будщего, концепция которого подсмотрена у природы

Соответствие размерам рюкзака.

Не забывайте также и о себе. Прикиньте рюкзак на себя и убедитесь, что Ваш рост соответствует размерам рюкзака. Потому что хрупкой девушке с ростом в 160 см вряд ли будет комфортно нести 100-литровый рюкзак. Все-таки, девушки, для ношения таких рюкзаков в мире существуют мужчины. А женщина в любом путешествии должна оставаться женщиной, а не средством для переноса тяжестей. А для Вас умные люди создали специальные женские рюкзаки с учетом женской анатомии.
Ну а если Вам все-таки нужен вместительный рюкзак, то тщательно выбирайте и меряйте. Рюкзак должен быть не больше Вас, не шире Вас и не тяжелее Вас! Выбирайте рюкзак соответственно собственному росту, иначе вес неравномерно распределится. А, например, поясной ремень будет болтаться ниже бедер, а значит вся нагрузка ляжет на Ваши бедные плечи.

Еще одна важная деталь – это соответствие размеров рюкзака Вашим вещам. В моей практике был случай, когда в приобретенный рюкзак попросту не поместился спальник. Тут, конечно, все дело было в спальнике, ведь рюкзак был не такой и маленький – 60-литровый. Вот спальник был больше, чем немного зауженный книзу рюкзак, поэтому его пришлось вместо обычного горизонтального положения размещать вертикально. Будьте бдительны при выборе рюкзака, особенно если Вы – хозяин ватного спальника, самого любимого и самого незаменимого. И в любом другом спальнике Вы спать отказываетесь. Тут вам точно нужен самый объемный рюкзак.

Цвет рюкзака

Цвет рюкзака – это дело вкуса. Если Вы идете покорять снежные вершины, то лучше брать рюкзак ярких цветов, как советуют специалисты. Благо, сейчас рюкзаки производятся практически во всей цветовой гамме. С ярким рюкзаком Вы будете более заметны в непогоду или в других экстремальных условиях. Если Вы идете в места, где взимается дань за посещение (заповедники, заказники) и основная Ваша задача – быть незамеченным, то выбирайте рюкзаки потемнее: черные, серые, темно-зеленые, синие. Ну а если Вы находитесь в более благоприятных условиях, то выбирайте тот цвет рюкзака, который Вам по душе. Единственный совет: учтите, что яркие цвета более маркие и Вам придется часто стирать рюкзак.

Купить подходящий рюкзак – это еще полдела. Каким бы дорогим и технически совершенным он ни был, необходимо уметь его правильно укладывать, а это целая наука. Основные рекомендации по укладке таковы: более тяжелые вещи следует размещать ближе к спине; в нижней части рюкзака, в специальном отделении, размещать спальник; основную массу груза размещать на уровне плеч и ниже; при упаковке пил и топоров закрывать лезвие плотным чехлом. Также важно использовать специальные упаковочные мешки из легкой ткани, куда предварительно уложить вещи по категориям (еда, штормовая одежда, одежда для сна) – это облегчит процесс укладки и поиск нужных вещей. Правильно загруженный рюкзак располагается на спине ровно, и при ходьбе вам не придется периодически его выравнивать. Уменьшается и нагрузка на позвоночник, а значит, вы сможете пройти большее расстояние и, конечно, получить максимум удовольствия от путешествия.

Счастливого пути!